Междурядье

Скорость в междурядье и ошибки мотоциклистов

Я бы хотел сразу привести основное Правило, позволяющие относительно безопасно передвигаться в междурядье, при условии хорошего владением всеми базовыми навыками езды на мотоцикле. Ну а  дальше уже раскрою суть.

Итак, основное правило безопасной езды в междурядье будет звучать так:

Стоячая пробка – скорость движения мотоцикла не более 40 км.ч., а лучше не более 30 км.ч.. Движение при скорости движения потока до 40 км/ч – скорость мотоцикла не более 40 км/ч. При скорости движения потока равной или выше 40 км/ч – режим «междурядье» лучше прекратить и при соответствующей (читай безопасной) дорожной обстановке осуществлять одиночные перестроения/опережения.

Важно понимать, что при увеличении скорости, возрастают риски.  Но важно так же и понимать, что если вы едете с одинаковой или менее скорости потока, то режим движения в междурядье так же лучше прекратить.

Так что же такое междурядье? Официального значения ПДД не содержит.

Сам по себе термин, обозначает обычно движение мотоциклиста в полосе движения, где находятся одновременно другое ТС с одной и другой стороны. Или так – это движение между машин, находящихся в разных полосах и следующих (расположенных) примерно на одном расстоянии друг за другом.

Полагаю, что не стоит путать этот режим движения c режимом, где осуществляются частые перестроения (смена полосы движения) и движение в ряду. (обращаю внимание, что частые вовсе не означают резкие и импульсивные или даже системные)

Определимся с некоторыми понятиями, чтобы не путаться дальше:

Тормозной путь это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки.

Остановочный путь это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Важно не путать с понятием тормозной путь.

Далее текст.

-Практически все участники движения понимают, что на мотоцикле не двигаться в междурядье несколько иррационально. Ведь мотоцикл позволяет по габаритам находится в нем.

-Не все участники движения считают что движение мотоциклистов в междурядье безопасно и законно. Для таких участников есть следующая позиция в правовом поле:

(Правила не запрещают как таковое междурядье, не раскрывают этого термина в принципе. Движение с формальной стороны выглядит как допущение ПДД возможности нахождения мотоцикла и другого ТС в одной полосе при соблюдении безопасного бокового интервала и дистанции. Об этом говорят нам пункты правил 9.7. и 9.10, 10.1 ПДД, а так же формальное отсутствие запретов.

Но есть в п. 10.1. ПДД один нюанс, который призывает учитывать препятствия, которые водитель способен обнаружить. В этой части сознательный мотоциклист, отважившийся ехать в междурядье, должен знать о важном обстоятельстве. В частности о том, что те препятствия, которые он не в состоянии обнаружить могут привести к аварии, а авария для мотоциклиста зачастую приводит к травмам и даже смерти. Поэтому, для обеспечения безопасности учитывать необходимо в том числе и те препятствия, обнаружить которые мы не в состоянии априори.

Я лично считаю, что п. 10.1. ПДД – просто замечательное правило. Но…

В таких больших мегаполисах как Москва, безопасным движение на мотоцикле язык не поворачивается назвать даже для опытных мотоциклистов.

Безопасность, это первое, о чем должен думать мотоциклист.

Тут нужно для себя уяснить, что соваться в междурядье, без базовых навыков, это как в рулетку играть (повезет, не повезет). Мотоцикл транспортное средство, требующее тренировок и умений, которые сами по себе не продаются в комплекте с мотоциклом. И если с машиной все относительно просто, разбил машину, а сам цел остался (тоже не всегда, но шансов сильно больше), то с мотоциклом всё существенно сложнее и опаснее.

Все должны понимать, что с точки зрения безопасности, движение без навыков и без определенных критериев на мотоцикле опасно в принципе, и в полосе тоже и даже и вне дорог и вообще опасно на двух колесах. Более того, даже наличие базовых навыков, таких как умение экстренно тормозить, умение рулить на скоростях около 2-3 км.ч., и иных, но несоблюдение при этом определенных критериев, в том числе требований п. 10.1 ПДД – рано или поздно приведет к аварии. О чем он:         Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Я не полностью процитировал пункт, дабы это не вызывало дополнительных эмоций у чтеца (слушателя) (как бы выразился один известный, «не наш» блогер, чтоб не порвало «капкан»), и тема междурядья всё ж была раскрыта.

Итак, к навыкам, необходимым для управления мотоциклом в междурядье можно отнести такие как:

– Умение держать баланс (равновесие) на критически малой скорости, вплоть до полной остановки, естественно, без снимания ног с подножек.

– Умение экстренно и очень интенсивно тормозить без каких-либо последствий для себя и других участников движения; (то есть без потери траектории, без заваливаний, без потери равновесия, без перегрузок руля, без блокировок переднего колеса и заноса заднего, а так же в минимально возможный отрезок расстояния-с минимально возможным остановочным путем);

– Умение рулить/поварачивать на малых и сверхмалых скоростях;

– Умение оценивать обстановку (смотреть) вперед на несколько секунд, сюда же можно отнести умение планировать траекторию (это ещё называют «читать поток») и не ехать по разметке…ну это же нарушение ПДД и просто на разметке крайне непредсказуемое сцепление с колесами;

– Умение корректно пользоваться органами управления и использовать весь их имеющийся потенциал (газ, сцепление, задний и передний тормоз, руль), а так же правильно и эргономично располагаться на мотоцикле (использовать правильный хват руля, хорошо отработанный навык держаться за бак ногами, настроенные рычаги управления, расслабленную осанку и др.).

В таких больших мегаполисах как Москва, безопасным движение на мотоцикле язык не поворачивается назвать даже для опытных мотоциклистов.

Однако, есть важнейшее правило, которое позволяет существенно снизить вероятность аварии и снизить риски, соблюдение которого неизбежно приведет к тому, что движение мотоциклиста станет более понятным (осознанным самим мотоциклистом) и предсказуемым для остальных участников движения.

  1. Итак, важнейшее правило – скорость.

Для выявления безопасной скорости движения в пробке, при широком междурядье, хорошем покрытии и светлой, солнечной погоде нам помогут вычисления.

На скорости 30 км.ч. за 1 секунду ТС проезжает 8,3 м.

На скорости 40 км.ч. за 1 секунду ТС проезжает 11.1 м.

-Среднее время реакции на мотоцикле при правильно расположенных руках и ногах на органах управления мотоциклом на скорости 40 км.ч., ну практически в идеальных условиях, примерно 0.4-0.5 секунды (это около 4-6 метров расстояния на этой скорости за это время), а тормозной путь с 40 км/ч примерно 4-6 метров. А всё вместе – остановочный путь – 8-12 метров. Но откуда цифры?:

-Среднее время реакции человека на визуальный раздражитель, найденное в интернетах (и проверенное самостоятельное), показано как четвертая  часть секунды – то есть 0.25- секунды (меня не возьмут в космонавты, у меня 0.33-0.35 секунды). Кстати, всё просто, можно пройти тест набрав в поисковике соответствующий запрос «тест на время реакции», выбрать адекватный тест, и выяснить время реакции на зрительный раздражитель самостоятельно. Но на дороге, с учетом реальной дорожной обстановки, загруженности внимания различными раздражителями – звуки, свет, поворотники, стоп-сигналы, двери, колеса, покрытие, и многие-многие другие, а так же, что немаловажно – осознанное принятие решения – о торможении, изменении траектории или ускорении, время реакции врядли составит меньше чем 0.5 секунды (ПДД говорит нам о среднем времени реакции= секунде, но там же ногу надо переносить…))). Ну а если говорить исключительно о торможении, то врядли меньше 0.4 секунды. В таких условиях, Даже если навык экстренного торможения полностью сформирован, отработан, отшлифован, сама по себе ситуация, где необходимо применять этот навык, всё равно является гранью, критической ситуацией (свидетельством о грубой ошибке при управлении техникой).

Итак мы видим, что остановочный путь составит порядка 10-12 метров (при экстренном торможении в реальности эта цифра может составить даже 8 метров, но при условии постоянных тренировок, хорошей реакции, хорошем владении мотоциклом и его оснащением). Однако, тесты, как водится, далеки от реальной жизни и реальной дорожной обстановки.

То есть количество машин, поведение которых необходимо отслеживать впереди, при скорости сорок и реальной дистанции торможения в 10-12 метров составляет три или четыре (по две с каждой стороны). Согласитесь не мало, у всех двери могут открыться, все вильнуть могут, резко остановиться, поперек вашей траектории ну и другая дичь, типа отвалившегося колеса, выброшенной бутылки из окна……

При скорости 60 км/ч тормозной путь составит уже от 8 или 10 метров в лучшем случае, а за 1 секунду расстояние, пройденное на скорости 60 км/ч, составит 16.6 м. Общий остановочный путь составит уже порядка 16-18-20 метров и выше.

18 метров, Карл! Вы вдумайтесь в это. 18 метров это длина трех Камазов… ну это прям очень много.

Длина одной машины составляет в среднем чуть менее 5 метров. В 18 метров поместится три машины.

То есть на скорости 60 вы реагировать и тормозить будете на протяжении 3 машин. А если принять во внимание, что в междурядье машины с двух сторон, то не 3, а 6 машин, по три с каждой стороны в условиях пробки. Отконтролировать всё сразу вперед на 6 машин, тем более на 1/3 быстрее по отношению к скорости в 40км/ч – это из области фантастики. Точнее так, можно думать, что всё успеешь проконтролировать и некоторое время будет везти, но в итоге это приведет к дтп. Если конечно вы не супермэн с сумасшедшей скоростью реакции и зрением фасеточного строения с увеличительном эффектом, человек муха… Ведь у каждой машины может открыться дверь, каждая машина может вильнуть, каждая из них может начать перестроение или резкое торможение или ускорение, а вы в этот момент например применяете экстренное торможение, где практически исключается возможность изменения траектории или вы в этот момент едете по участку, где много пыли и песка. Но, физику всё равно не обманешь.

Но даже если вы сможете среагировать очень быстро, то убрав те же пару десятых, вы выйграете пару, тройку метров. Станет не 18, а 16 метров остановочного пути. (Обратите внимание, что такая дистанция торможения, это хороший показатель, означающий, что вы хорошо владеете навыком, у вас прекрасная тормозная система и покрытие позволяет тормозить, что называется в дым). Если же вы едете по поверхности, не отличающейся высоким качеством, или песок лежит между рядов или масло, или просто боитесь применить в данный момент экстренное торможение, то тормозной путь, естественно, увеличивается.

Надо так же оценивать и свою пассивную безопасность. Дальний свет и прямоток, вовсе не гарантируют того, что вас кто-то услышит или увидит. Более того, водителей, утомленных в пробке, будет слегка подбешивать то обстоятельство, что мимо него откуда не возьмись пролетает чудо на двух колесах, рычит, пердит, ещё и слепит дальним. (в дополнение отмечу, что дальний в днем не особо заметнее ближнего, так как фары у всех включены, у кого то не настроены и разглядывать слепящую точку врядли кто то сочтет необходимым. Более того, езда с дальним автоматически переводит вас в положение, где вы задействовали уже почти все ресурсы привлечения внимания. И ещё, при езде с дальним светом, полностью пропадает возможность моргнуть им, дать световой импульс, что является очень важным аспектом в безопасной езде и в пробке и вне её, на более высоких скоростях.). (А про прямоток…ну я не буду настаивать, что это по своей манере крайне похоже на «заниженную приору»,  но слух и утомляемость от прямотока, гораздо выше чем мнимый эффект от него).

Иными словами, если отталкиваться от вычислений и расчетов приведенных выше, то получается, что скорость в 60 км/ч – резко увеличивает вероятность аварии, не только по причине существенного увеличения тормозного пути, но и по объективным причинам и физической невозможности принять меры для устранения опасности.

Скорость 60 км\ч в междурядье – это скорость, которая не позволит вам как контролировать других участников движения, адекватно и полно оценивать их поведение, так и не позволит безопасно выполнять маневры, без последствий для себя и своей безопасности. (между прочим, внезапно сменить траекторию движения на мотоцикле, не будучи к этому готовым, это тот ещё аттракцион, но об этом я сделаю отдельное видео.)

И ведь тут даже не были учтены опасности, которые водитель не в силах обнаружить, о которых я говорил выше, и которые не учитываются прямо в п. 10.1 ПДД. То есть если такая опасность вдруг возникнет через 4 метра, то вы ничего сделать уже не успеете и на скорости в 60кмч столкнетесь с этим препятствием. (ведь все эти 4-6-8 метров вы будете только видеть, осмыслять, принимать решение…но даже тормозить ещё не начнете).

Таким образом, полагаю, что можно определить предельную скорость движения в междурядье как 40 км/ч. Мне лично больше нравится 35 км.ч. и я стараюсь двигаться именно с этой скоростью, в стоячей пробке. Передвигаясь на мотоцикле каждый день, я не превышаю этот порог даже в широком междурядье, а в узком еду медленнее и не страдаю, когда меня догоняют и обгоняют первосезонники или люди склонные к преувеличению своих способностей т.к. знаю что приобретаю и сберегаю по сравнению с ними.

Что же можно отнести к потерям: я тут посчитал, сколько же я теряю, двигаясь с пенсионерской скоростью в междурядье…

Да, потери есть. Потери в количестве минут, которые я трачу на дорогу из пункта А в пункт Б. Например, при скорости движения 60 км/ч, Ленинградка от МКАДа до ТТК проедется за 13 минут, а при скорости 40 км/ч за 20 минут. То есть разница составит 7 минут. Это мы взяли нереальную ситуацию, где все 13 километров едутся в глухой пробке. Так бывает, но крайне редко. Обычно местами движение восстанавливается и можно ехать быстрее. Но не об этом речь.

Итак, разница – в 7 минут.

7 минут – но ведь это ерунда))

Почему ерунда – потому что даже мелкое дтп, падение и вызов ГИБДД это потери в 2-3-4 и более часов времени, ремонт пластика в лучшем случае, в худшем ещё и физические повреждения, больница, эвакуатор, потом страховая, разборки в полиции, в лучшем случае суд со страховой, и всё это ещё время (суд будет длится от 4 до 12 месяцев, если вред причинен только имуществу)….в общем одни потери. Тогда как на скорости до 40 км/ч внимание не перегружено, движения свободные и плавные, а так же, сохраняется фактический контроль над происходящим с вами, а не желаемый, выдуманный, самонадеянный.

Поэтому 7 минут – это ерунда.

Именно скорость приводит к проблемам чаще всего и является основным критерием, несоблюдение которого приводит к аварии и не только в междурядье.

Если не вдаваться в подробности о казалось бы простых принципах ответственности и равноудаленности, которым меня научил один занудный и одновременно интересный человек, то скорость это важнейшее правило.

Следующие принципы, это скорее совокупность наблюдений, которые переросли для меня лично в базовые критерии безопасности, а не правила. Несоблюдение этих принципов приводит к дискомфортным ситуациям или к ДТП, которые люди зачастую почему-то не учитывают и не соблюдают:

  1. Принцип ограниченной видимости.

В пробке регулярно возникает ситуация, при которой видимость, а отсюда и прогнозирование поведения участников и соответственно корректировка своей траектории, да и вообще своих действий (именно осознанных) затруднительна. Такие ситуации возникают, например, при проезде автопоезда, фуры, большого джипа, просто джипа, сильно тонированных машин, автобусов и иного транспорта, а так же при езде мимо препятствий, ограничивающих видимость. В этой ситуации существенной ошибкой многих мотоциклистов является самонадеянное заблуждение, что в зоне ограниченной видимости нет пЕлота на зубару импреза с турбиной; гонсчега на девятке; злостно перестрающегося между машинами и рядами спортовода или гоночного скутериста; тигров; львов; открытых люков; смерти с косой и других угроз движению. Соответственно, при таком самонадеянном заблуждении, мотоциклисты не меняют режима движения, не снижают скорости и не принимают мер к устранению возможной угрозы.

Согласитесь, необходимо ведь ещё и учитывать, для своей же безопасности, что препятствие существует не только для нас, оно существует для всех. Если перед фурой справа резко вылезет помеха, грузовик будет всячески избегать опасности, в том числе и вильнёт или резко остановится… печально, если остановиться придется и тому кто в этот момент в междурядье, ведь банально можно не удержать мотоцикл и упасть под этот грузовик. Или уходя от столкновения зацепить соседний автомобиль… чтобы долго не задерживаться на этом критерии, достаточно просто осознать и вспомнить то дикое количестве всяких нелепостей и идиотизъма, который происходит на наших дорогах.

Снизить риск можно.

При наличии ограниченной видимости необходимо снизить скорость, обеспечить просматриваемость ограниченной (слепой) зоны. Например, при отсутствии видимости, при проезде фуры, я предпочитаю занять соседний ряд целиком, до того момента пока у меня не будет полной уверенности в том, что пройти в междурядье можно безопасно на всём протяжении грузовика, и что после его опережения у меня так же не возникнет опасных ситуаций, например, не потребуется внезапная остановка, перед тем же грузовиком.

  1. Принцип Дистанция в междурядье – мотоциклисты часто ездят группами в междурядье или просто догоняют менее лихого мотоциклиста в междурядье и едут так сказать «бампер в бампер», торопятся за ним и стремятся пролезть в те же щели между машинами, пока эти щели не закрылись. Это весьма распространенная и самонадеянная ошибка. Достаточно просто сказать о том, что при каких-либо проблемах у мотоциклиста, который едет первым (его внезапно подрезали или он резко остановился, у него что то отвалилось или что угодно ещё) – все мотоциклисты, которые едут за ним, не соблюдая дистанции автоматически ловят проблемы первого мотоциклиста, будь то резкое торможение, маневр или что-то ещё. Тут конечно можно ещё расписать, но не буду. Добавлю лишь, что безопасной дистанцией между мотоциклистами является дистанция позволяющая без затруднений полностью остановится с учетом времени реакции, при том сделать это на хорошей поверхности, вне луж, кочек, гравия и иного, а так же не рядом (не параллельно и не в непосредственной близости) с большими объектами – автобусами, троллейбусами, фурами, грузовиками и иным. Грубо говоря минимальная дистанция равна не менее чем 10 метрам при скорости до 40 км.ч., а лучше больше – 12 или 15 метров.
  2. Плавность, заметность, предсказуемость и уважение. Мотоцикл в принципе любит плавность движения. Плавность позволяет точно и безошибочно планировать траекторию, что в свою очередь повышает предсказуемость и общую безопасность. Этим же обеспечивается заметность. Редкий автомобилист, обычно погрузившийся в виртуальную реальность телефона или планшета, не заметит мотоциклиста, который двигается вне мертвых зон зеркал автомобиля.

Плавность движения мотоциклиста говорит о его спокойствии, самоконтроле.  Такой мотоциклист не будет злобно рычать на участников движения, требовать чтобы его пропустили, отламывать зеркала. Эмоции на дороге, тем более негативные, это всегда помеха.

В продолжение же уважения, из четвертого критерия, Надо так же оценивать и свою пассивную безопасность. Дальний свет и прямоток, вовсе не гарантируют того, что вас кто-то услышит или увидит. Более того, водителей, утомленных в пробке, будет слегка подбешивать то обстоятельство, что мимо него откуда не возьмись пролетает чудо на двух колесах, рычит, пердит, ещё и слепит дальним. (в дополнение отмечу, что дальний в днем не особо заметнее ближнего, так как фары у всех включены, у кого то не настроены и разглядывать слепящую точку вряд-ли кто то сочтет необходимым. Более того, езда с дальним автоматически переводит вас в положение, где вы задействовали уже почти все ресурсы привлечения внимания. И ещё, при езде с дальним светом, полностью пропадает возможность моргнуть им, дать световой импульс, что является очень важным аспектом в безопасной езде и в пробке и вне её, на более высоких скоростях.). (А про прямоток…ну я не буду настаивать, что это по своей манере крайне похоже на «заниженную приору»,  но слух и утомляемость от прямотока, гораздо выше чем мнимый эффект от него). Есть и моральная сторона, которая непосредственно влияет на пассивную безопасность. Нарушая спокойствие и тишину других людей, слепя их дальним светом, такой человек как «кладет» на ощущения других людей нарушая тем самым их права, в угоду обеспечения своей безопасности. Ведь наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. А ставя на первый план свою безопасность, обеспеченную ущемлением прав других, эти другие испытывают эмоции, которые всегда лишние на дороге. То есть, иными словами, вызывая эмоции происходит провокация, и никогда нельзя предсказать, что сделает человек, посчитавший, что вы на него положили.

Есть так же иные принципы, правила, которые, для обеспечения их результативности, необходимо использовать системно. Тут у меня их не получится к сожалению описать, так как они больше про практическую философию и моральную составляющую, а целью этого материала были именно практические принципы и правила.

Желаю всем безаварийной езды!

При цитировании, обязательна ссылка на оригинал.

Все права защищены. Антон К. Aka Serjlavrov

#междурядье

#мото

#мотоинструктор