Корректирующее руление

В сети уйма материалов о базовых способах управления мотоциклом, поэтому о них можно рассказать позднее, а вот о том как применять, какие есть тонкости и ошибки в применении этих важнейших способов, информации мало. Поэтому я хочу более детально описать важный и опасный способ управления мотоциклом. Речь пойдет о корректирующем рулении. Сразу скажу что к рулению это относится так же, как и “контрруление” к повороту (есть тут у меня тема “про наклон” ( https://www.instagram.com/p/BZ3PqgBDiHA ). Задействован тот же механизм реализации, посредством руля, но в немного ином воплощении. Основное отличие от способа “контрруление” заключается в том что при “корректирующем рулении” не производится наклон корпуса мотоциклиста вместе с мотоциклом. 🤔 Согласитесь, деталь небольшая, но зато последствия…🌋

Они совершенно иные, чем при “контррулении”. Если этих последствий не знать, то не миновать беды. Основное отличие в том, что при способе управления “корректирующее руление” на средней и высокой скоростях, не происходит ожидаемого поворота мотоцикла. Не выдерживается намеченная траектория, мотоцикл не вписывается в поворот.

Но почему же плывет траектория?Почему мотоцикл не поворачивает как надо, если наклонняя мотоцикл в повороте, не наклонять корпус вместе с мотоциклом? Да потому что для поворота не созданы все необходимые предпосылки. Ведь при “корректирующем рулении” центр масс не переносится, не смещается в сторону поворота, а сохраняется практически в той же точке, как и при прямолинейном движении и ровной посадке мотоциклиста. Это происходит потому, что вес сохраняющего вертикальное положение мотоциклиста, противопоставляется весу наклонённого в этот момент мотоцикла. И в момент увеличения крутизны поворота и наклона мотоцикла на высокой скорости, центробежная сила начинает преобладать над силой тяжести. На маленькой скорости при контрсвешивании, практически не смещающийся центр масс мотоцикл+мотоциклист, помогает, мотоцикл не падает и легче держать равновесие. Но все меняется на средней и высокой скорости. Точный высокоскоростной поворот так пройти не получится без специальной подготовки, на треке, на специальной резине и уж точно не стоит испытывать это в городе, потому что массы которая противопоставлялась бы центробежной “силе” недостаточно мотоцикл и траектория из-за этого нестабильны, что приводит к смещению на внешней радиус поворота, траектория плывет и приплывает обычно в тот объект на котором фокусируется мотоциклист. Обычно это столб или что-то другое массивное и опасное. Более того, при таком способе управления, воздействие на руль мотоцикла очень сильно ограничено физиологически длиной руки, которой просто не хватает при контрсвешивании на высокой скорости для того чтобы продолжать воздействовать на рукоятку и наклонять мотоцикл. А само воздействие происходит практически в вертикальной плоскости, что ещё уменьшает эффект “контрруления”. Таким образом этот способ управления “корректирующее руление” нельзя применять для прохождения поворотов на дорогах общего пользования. Этот способ не является способом прохождения поворота. Этот способ надо четко различать и понимать где его применить можно, а где нельзя. Photo from @derektice

Но, сам способ “Корректирующее руление”, несмотря на невозможность его использования в повороте, всё же имеет право на применение, правда несколько в другой плоскости. Сфера применения вытекает из самой техники реализации способа “Корректирующего руления”. Как рассказывалось в предыдущем посте если наклонить только мотоцикл но корпус мотоциклиста при этом оставить в вертикальной плоскости, то центробежная сила начинает преобладать над силой тяжести. Само по себе это создает условия для распрямления траектории и выравнивания мотоцикла. Из этих исходных и вытекает сфера применения. Можно безболезненно корректировать прямолинейную траекторию не используя при этом полноценное “контрруление”. Отсюда и название – “Корректирующее руление” На практике этот способ можно применять:

– при необходимости небольшой, до полутора метров, коррекции траектории при прямолинейном движении

– в очень ограниченном числе случаев при осуществлении маневра

– при необходимости осуществления перестроения

-при необходимости объезда препятствия 👉например использовать полноценный наклон и “контрруление” зачастую чревато многими неприятными последствиями. Последствия эти кроются в том, что ☝ необходимо очень точно рассчитывать перекладку для выхода из первоначального наклона, а так же ✌ наличие большой площади вылета вбок при перекладке, а ещё 🖖тратится много сил и времени на полноценный наклон и выход из него особенно если мотоцикл весит как 🐘. Способ “Корректирующее руление” эти последствия нивелирует и:

А дает возможность очень точно и гораздо быстрее чем при полноценном “контррулении” где наклон выполняется одновременно мотоцикла и мотоциклиста выполнить наклон мотоцикла

Б дает возможность выполнить маневр перестроения в пределах от нескольких десятков сантиметров до пары метров

В не создает предпосылок для смены направления движения.

Фактически при данном способе осуществляется быстрый переход на другую, ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ траекторию движения. Интенсивность реализации так же как и в “Контррулении” зависит от интенсивности воздействия мотоциклистом на ручку руля. И конечно есть ложка дёгтя. Photo from @brothers_and_bikes.

Собака зарыта в том что в экстренной ситуации, без подготовки, без возможности оценить обстановку, в ситуации когда надо действовать немедленно, не раздумывая, избегая опасность, мотоциклист рефлекторно “исполнит” то, что называется “корректирующим рулением”. Произойдёт это именно рефлекторно, корректирующее руление будет использовано вне зависимости от того тренировались вы его применять или нет, знаете о его отличиях от “контрруления” или нет. Таким образом изучая и тренируя способ “корректирующего руления” происходит подготовка в том числе и к такой экстренной ситуации, чтобы после рефлекторного его применения понимать его последствия и возможности, исключить панику и знать как действовать дальше. Photo from @nostalgia_memoir

Мой курс включает в себя упражнение для освоения этого способа.

Ездить на мотоцикле безопасно – можно и необходимо!

#корректирующееруление

#мотоинструктор

#курсбезопасноговождения

#контрруление

#мотобезопасность